Объектно-Ориентированное Программирование Delphi
Объект — совокупность свойств, методов, событий. Что означает "совокупность"? Это значит, что объект как бы состоит из методов, свойств и событий, и они обеспечивают его полноценную работу. Представим себе кнопку. Она обладает:
- свойствами (цвет, текст на кнопке, шрифт текста и т. д.);
- событиями (события пользовательского ввода, например, нажатие на кнопку);
- методами (обеспечивающими работу кнопки, например, метод прорисовки текста, прорисовки фокуса и т. д.).
Свойства — это переменные, которые влияют на состояние объекта. Например, ширина и высота объекта.
Методы — это те же процедуры и функции, т. е. это то, что объект умеет делать. Например, объект может иметь процедуру для вывода какого-то текста на экран. Эта процедура и есть метод, который принадлежит объекту.
События — это те же процедуры и функции, которые вызываются при наступлении определенного события. Например, если изменилось какое-то свойство объекта, может быть сгенерировано соответствующее событие и вызвана процедура, которая инициализирует реакцию приложения на это событие.
Изначально в объекте может и не быть процедуры для какого-то события, а если и есть, то она действует как обработчик по умолчанию. В среде Delphi в качестве обработчиков вы будете назначать собственные процедуры только в строго определенном формате (в зависимости от события). Формат процедуры заранее определен, и в разных случаях объект должен будет передавать вам различные параметры. Ваши процедуры должны будут соответствовать предопределенному формату, чтобы не было разногласий с объектом, к которому они будут относиться.
Рассмотрим пример. Пусть пользователь нажал на кнопку. В этом случае она, как объект, генерирует соответствующее событие. В результате этого может быть вызвана процедура-обработчик, которую вы назначили кнопке при возникновении данного события. В этом случае не требуется никакая дополнительная информация, поэтому объект не будет пересылать вам никаких параметров, кроме указателя на самого себя. Однако, если нужно обработать событие, связанное с перемещением курсора мыши, дело будет обстоять несколько иначе. В этом случае объект будет генерировать событие и автоматически передавать вам новые координаты X и Y курсора, поэтому процедура должна быть объявлена с соответствующими параметрами, чтобы можно было принять их от объекта.
Теперь рассмотрим работу свойств, методов и событий как единого целого. И снова для примера возьмем объект — кнопку. Такой объект должен обладать следующим минимальным набором.
1. Свойства:
- левая позиция Left;
- верхняя позиция Top;
- ширина Width;
- высота Height;
- заголовок Caption;
- создать кнопку;
- нарисовать кнопку;
- уничтожить кнопку.